Прошла презентация результатов исследования корпоративной прозрачности российских компаний

28 марта, Москва Российская Региональная Сеть по интегрированной отчетности (РРС) провела презентацию результатов исследования «Корпоративная прозрачность крупнейших российских компаний».

Подготовка годовых отчетов российскими компаниями вступила в новую стадию. В 2013 году произошли серьезные изменения международных стандартов отчетности: в мае опубликована версия G4 Руководства по отчетности в области устойчивого развития The Global Reporting Initiative, в декабре опубликован Международный стандарт интегрированной отчетности. Министерством экономического развития РФ готовится Национальная концепция развития публичной нефинансовой отчетности в Российской Федерации. Готовится к публикации новый Кодекс корпоративного управления. Настоящее исследование проведено для фиксации состояния дел в корпоративной отчетности и определения направлений совершенствования качества отчетов в новых условиях.

В ходе исследования изучены годовые отчеты 100 российских компаний, а также иные материалы по отчетности, размещенные на официальных корпоративных сайтах.

На презентации с сообщением о мировых тенеденциях в корпоративной отчетности выступила Елена Дубовицкая, старший менеджер PwC. Она отметила растущий рост числа интегрированных отчетов (в три раза с 2008 по 2012 год) и растущий запрос пользователей отчетов к определению существенной информации и публикации в отчетах матриц существенности.

JD5A2631 0

Докладывая результаты исследования, Марина Галушкина, руководитель РРС, рассказала о качестве информации, размещаемой в отчетах, и оборганизиции работ по отчетности в компаниях. Слабые стороны - отсутствие системного подхода к отчетности в большинстве компаний (88 %), малая доля заверения нефинансовойинформации (20% компаний), понижающая доверие пользователей к отчетам и слабое изучение запросов пользователей отчетов к отчетной информации (80% компаний).

Отдельные аспекты информации, отметила Галушкина, раскрываются хорошо (риски, система корпоративного управления),средний уровень раскрытия информации ~ 70%. Другие аспекты (бизнес-модель, взаимодействие со стейкхолдерами) имеют низкий уровень раскрытия (~ 35%). Но, при этом, запросы пользователей отчетов учитывает только 20 % компаний. Можно предположить, что из-за неучета запросов на отчетную информацию, часть информации не востребована и мало полезна, она готовится и размещается «впустую».

Подводя итоги, Марина Галушкина назвала основные направления совершенствования отчетности: переход на новые виды отчетов (интегрированные и отчеты в области устойчивого развития) в соответствии с международными стандартами, организация взаимодействия с заинтересованными сторонами, подтверждение достоверности отчетной информации, освоение практикиэлектронных (интерактивных) отчетов и создание систем публичной отчетности. Основные зоны контента, требущиесерьезной проработки - реализация стратегии и бизнес-модель. Особое внимание в ближайшее время компаниям следует уделять работе с определением существенности раскрываемой информации.

IMG 2239 0

Во второй части встречи состоялась дискуссия о перспективах развития российской корпоративной отчетности. Эксперты и представители крупных компаний обсудили международные стандарты, нормативные требования и способы повышения полезности отчетов.

IMG 2274 0

Сергей Головачев, руководитель проекта «Развитие системы публичной отчетности Госкорпорации «Росатом» и ее организаций» отметил особую важность взаимодействия с заинтересованными сторонами, которое позволяет в том числе оценивать существенность вопросов для раскрытия в отчете.

Вера Смирнова, менеджер PwC, также высказалась на тему значимости существенности, отметив, что проблемные вопросы, выявленные исследованием, это действительно те вопросы, с которыми часто сталкиваются эксперты в области отчетности.

Татьяна Субоч, менеджер ACCA, рассказала об исследованиях ACCA, проводимых в мире, которые также подтверждают поднятые исследованием вопросы и проблемы.

Елена Феоктистова, руководитель Центра КСО и нефинансовой отчетности РСПП, отметила полезный вклад исследования «в общую копилку» и призвала проводить больше подобных исследований. Она также обратила внимание на то, что отчет - это не самоцель, а инструмент для решения конкретных задач компании.

Александ Мартынов, директор «Интерфакс-ЭРА», высказал мнение о том, что необходимо добиваться обязательности нефинансовой отчетности.

Результаты интерактивного голосования, проведенного в заключении мероприятия:

- 44% считает, что качество корпоративной отчетности определяется, в первую очередь, соответствием отчетов запросам заинтересованных сторон – пользователей отчетов, 22% считает наиболее важным фактором позицию первых лиц компании;

- значимыми темами отчетов, требующими наибольшего внимания, участники презентации назвали реализацию стратегии (33%) и бизнес-модель (30%);

- по мнению большинства собравшихся (64%) включение в требования национальных регуляторов нор мсовременных «продвинутых» практик отчетности может обеспечить существенный рост качества отчетности российских компаний. Также будет крайне полезным создание открытого информационного портала, аккумулирующего материалы по отчетности: стандарты, методические материалы, аналитику, обзоры «лучших практик» и пр. (20%) и наличие серьезных учебных программ для специалистов в области корпоративной отчетности (16%).

 

При использовании любых материалов сайта ссылка на http://ir.org.ru обязательна